обряд похорон

Умер человек. Как правильно организовать его похороны, чтобы и ему на том свете было хорошо, и нам кто занимался его похоронами потом не сожалеть о том, что сделали что-то не так не по христиански.


Русский православный обряд похорон (погребение усопшего (умершего))

Смерть — это последний земной удел каждого человека, после смерти душа, разлучившись с телом, предстает на суд Божий. Верующие во Христа не хотят умереть нераскаявшимися, ибо в загробной жизни грехи станут тяжелым, мучительным бременем.

Первоначальной тенденцией развития христианского погребального обряда (похорон) в России явилось постепенное вытеснение языческих наслоений из христианских танатологических ритуалов. Кульминацией данного курса стал Стоглавый Собор 1551 года, осудивший языческие обряды как сатанинское действо. В частности, осуждалось приношение на могилу съестных припасов, чревоугодие и распитие спиртных напитков на поминальных тризнах. Считалось, что употребление алкоголя во время поминовений усопшего не только не облегчит его участь, а усугубит совокупность грехов и возможно, послужит фактором, склонившим чашу весов к осуждению усопшего на муки ада. Строго следилось, чтобы на православном кладбище не были захоронены представители иной веры, лица, умершие в явном неверии или во грехе. По этой причине, к примеру, погребение Степана Разина было осуществлено на татарском кладбище (у руководителя казацкого бунта мать была турчанкой и исповедовала ислам). К умершим во грехе относились погибшие от пьянства, аборта, самоубийства. Во время Ивана IV кладбище самоубийц находилось в районе Останкино, по сей день считающееся демоническим местом на карте Москвы. Указанным категория умерших отказывалось в праве на проведение погребального обряда по православному чину — отпевание. За них разрешалось лишь подать милостыню, не называя при этом имени умершего.

Вектором развития погребальной (похоронной) культуры Петербургской России является процесс десакрализации православного ритуала. С эпохи классицизма погребальные церемонии наряжаются в римские неоязыческие тоги — воздвигаются надгробия, возлагаются венки. Но в православной интерпретации памятник есть память, а венок — это хомут на душу умершего. Железные и каменные кресты различной конфигурации также являлись отступлением от православного канона, признающего лишь деревянный надгробный крест, то есть подобный тому, на котором распяли Христа. Изображение усопшего на надгробии, тем более на распятии, не только существенно расходилось с православной танатологией, но привносило в погребальный обряд антихристианский культ. Массовое паломничество на кладбища в Пасху прямо противоречит православному предписанию не посещать в данный праздник места захоронений. Пасха есть жизнеутверждающий праздник победы над смертью, а потому танатологические обряды в этот день неуместны. На Пасху даже грешники в аду не подвергаются мучениям.

От правильного осуществления обряда захоронения зависит упокоение души умершего и потому крайне важно знание и соблюдение мельчайших деталей погребального ритуала.

Как же лучше приготовиться к смерти, как правильно встретить ее?

Причащение перед смертью

К тяжело больному надо пригласить священника, который его исповедует и причастит, совершит над ним таинство соборования.

В таинстве исповеди (от слова исповедоваться, т.е. рассказывать о себе другому) кающемуся подается отпущение грехов через разрешительную молитву священника, получившего от Христа благодать прощать грехи на земле, чтобы они были прощены на небе. Умирающего, который уже не владеет языком и не может исповедаться, священник может разрешить от грехов (отпустить грехи), если болящий сам велел призвать духовника.

В таинстве причащения человек под видом хлеба и вина принимает Святые Тайны — Тело и Кровь Христовы, становясь таким образом причастным ко Христу. Святые Тайны называют Святыми Дарами — потому что Они являются бесценным Божественным Даром Спасителя Христа людям. Больных причащают во всякое время — священник приносит в дом запасные Дары, которые хранятся в церкви.

Соборование

Соборование (первоначально совершалось собранием священников), или елеосвящение, — таинство, в котором при семикратном помазании освященным елеем (растительным маслом) на болящего человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи. Если священник успел помазать умирающего хотя бы один раз, таинство соборования считается совершившимся.

В самый момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, мления. При выходе из тела душа встречает не только Ангела-хранителя, данного ей в Святом Крещении, но и бесов, ужасный вид которых приводит в трепет. Для умиротворения мятущейся души родные и близкие человека, уходящего из этого мира, могут сами прочитать над ним отходную — в Молитвослове это собрание песен-молитв называется «Канон молебный при разлучении души от тела». Канон заканчивается молитвой от иерея /священника), глаголемой (читаемой) на исход души, о разрешении ее от всяких уз, освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и успокоении в обителях святых. Эту молитву положено читать только священнику, поэтому если канон читали миряне, молитва опускается.

Похороны. Погребение умершего

Оптина пустынь

Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших — для всех был священным закон о погребении и соответствующих ему обрядах. Трогательные обряды, совершаемые Православной Церковью над умершим христианином, — не просто торжественные церемонии, зачастую изобре­таемые человеческим тщеславием и ничего не говорящие ни уму, ни сердцу. Напротив, они имеют глубокий смысл и значение, поскольку основаны на откровениях святой веры (то есть открыты, завещаны Самим Господом), известных еще от апостолов — учеников и последователей Иисуса Христа. Погребальные обряды Православной Церкви несут утешение, служат символами, в которых выражается мысль о всеобщем воскресении и будущей бессмертной жизни. Суть православного обряда погребения заключается в воззрении Церкви на тело как на освященный благодатью храм души, на жизнь настоящую — как на время приготовления к жизни будущей, и на смерть — как на сон, по пробуждении от которого настанет жизнь вечная.

День первый. Тело усопшего тотчас по смерти омывается. Омовение совершается в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего и из желания, чтобы он в чистоте предстал пред Богом по воскресении умерших. После омовения усопшего одевают в новые чистые одежды, которые указывают на новое одеяние нетления и бессмертия. Если перед смертью на человеке почему-либо не было нательного креста, то его обязательно надевают. Затем усопшего полагают в гроб, как в ковчег для сохранения, который перед тем кропят святой водой — снаружи и внутри.

Святую воду обычно приносят из церкви, хотя водосвятный молебен Может быть отслужен и на дому. Водосвятным молебном (водоосвящением или водосвятием) называется обряд, в котором священник призывает благословение Божие на воду и ей в чинопоследовании молитв и священнодействий сообщаются особые благодатные свойства.

Под плечи и голову кладут подушку, Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают крест, а на грудь кладут икону (обычно для мужчин — образ Святителя, для женщин — образ Святой Матери). Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа, распятого на кресте ради его спасения, и предал Христу свою душу, что вместе со святыми он переходит к вечному созерцанию — лицом к лицу — своего Творца, на которого при жизни возлагал все упование.

На лоб умершего кладут бумажный венчик. Умерший христианин символически украшается венцом, как воин, одержавший победу на поле брани. Это означает, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми одолевавшими его пагубными страстями, житейскими соблазнами и прочими искушениями уже кончились, теперь он ожидает за них награду в Царстве Небесном. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Богородицы и святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, со словами Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас») — свой венец, который дается каждому по совершении подвига и соблюдении веры, усопший надеется получить по милосердию Триединого Бога и по ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня.

Тело усопшего по положении в гроб покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усопший как принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся со Христом в ее святых таинствах находится под покровом Христовом, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами. В доме зажигается лампада (или свеча), которая горит до выноса тела покойного. Вокруг гроба крестообразно зажигают свечи (одну у головы, другую у ног и две свечи по бокам с обеих сторон) в знак того, что умерший перешел в область незаходимого света, в лучшую загробную жизнь. Нужно сделать все необходимое, чтобы ничто лишнее не рассеивало скорби о почившем, не отвлекало внимания от молитвы о его душе. Однако не следует в угоду бытующим кое-где суевериям класть в гроб хлеб, шапку, деньги и другие посторонние предметы — в гроб приличествует полагать только цветы. Благоухание цветов — это фимиам Богу; цветы-кадильницы возносят ароматами хвалу Творцу, славят Его своими чистыми ликами. Они же напоминают нам об эдеме, о райском саде, являясь украшением природы -престола Божия. Недаром святой праведный Иоанн Кронштатский говорил, что цветы — это остатки рая на земле.

Затем над телом умершего начинается чтение Псалтыри — оно служит молитвой родных и близких о почившем, утешает скорбящих о нем и обращает их молитвы о помиловании его души к Богу. Для удобства чтения Псалтыри она разделена на двадцать больших разделов — кафизм (перед каждой кафизмой трижды повторяется призыв поклониться Богу: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу Придайте, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему»), а каждая кафизма делится на три «Славы» (после каждой «Славы» трижды читается «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!»). По прочтении каждой «Славы» (то есть трижды во время чтения кафизмы) произносится особая молитва с указанием имени усопшего. Эта молитва начинается словами «Помяни, Господи Боже наш…» и находится в конце «Последования по исходе души от тела».

До погребения усопшего Псалтырь принято читать непрерывно, кроме времени, когда при гробе служатся панихиды. По учению Православной Церкви, в то время как тело человека лежит бездыханным и мертвым, душа его проходит страшные мытарства — своего рода заставы на пути в иной мир. Для облегчения душе усопшего этого перехода и служатся панихиды, помимо чтения Псалтыри. Наряду с панихидами принято служить заупокойные литии, особенно за недостатком времени (лития заключает в себе последнюю часть панихиды). Панихида, в переводе с греческого, значит всеобщая, продолжительная молитва; лития — усиленное народное моление. Во время панихиды и литии молящиеся стоят с зажженными свечами, а служащий священник — еще и с кадилом — металлической чашечкой с крышкой, подвешенной на цепочке; в ней на горящих углях воскуривается душистый ладан для каждения, которое совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения. Свечи в руках молящихся выражают любовь к усопшему и теплую молитву за него. Совершая панихиду, Святая Церковь в своих молитвах сосредоточивает внимание на том, что души усопших, восходя на суд ко Господу в страхе и трепете, нуждаются в поддержке ближних. В слезах и воздыханиях, уповая на милосердие Божие, родные и близкие усопшего просят облегчить его участь.

День третий. Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, т.е. для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). Для отпевания тело усопшего приносится в храм, хотя отпевание может совершаться и на дому. Перед выносом тела из дома служится заупокойная лития, сопровождаемая каждением вокруг умершего. Кадило приносится в жертву Богу для умилостивления о почившем, в знак выражения его благочестивой жизни — жизни благоуханной, как святой. Каждение означает, что душа умершего христианина, подобно кадильному фимиаму, возносящемуся вверх, восходит на Небо, к Божьему престолу.

Чинопоследование отпевания имеет не столько печальный, сколько трогательный и торжественный характер — здесь нет места гнетущей душу скорби и безнадежного отчаяния. Если родственники усопшего иногда (хотя и не обязательно) бывают одеты в траурные одежды, то облачение священника — всегда светлое. Как и во время панихиды, молящиеся стоят с зажженными свечами. Но если панихиды и литии служатся неоднократно, то отпевание совершается только один раз (даже если осуществляется перезахоронение).

Поминальную кутью, со свечой посередине, ставят возле гроба на отдельно приготовленный столик. Кутью (коливо) варят из зерен пшеницы или рисовой крупы, смешивают с медом или сахаром и украшают сладкими плодами (например, изюмом). Зерна заключают в себе скрытую жизнь и указывают на будущее Воскресение умершего. Как зерна, чтобы дать плод, должны сами оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать тление, чтобы восстать потом для будущей жизни. Мед и прочие сладости знаменуют духовную сладость райского блаженства. Таким образом, значение кутьи, которая приготовляется не на кремацию, поскольку, хотя в священных книгах и нет запрещения на сжигание трупов, но имеются положительные и повелительные указания на иной и единственно допустимый способ погребения тел — это предание их земле. Таким указанием прежде всего служит от самого начала бытия человеческого повеление Создателя мира, сказанное первозданному человеку: «Земля еси и в землю отыдеши».

Для прощания в квартире нужно освободить комнату, где установят гроб. Как правило, цвет горба для пожилых людей – красный с черной окантовкой, для детей – розовый, для молодых людей – белый. Ритуальные венки, цветы возлагаются вокруг гроба и у стен. По традиции, количество цветов приносимое к усопшему, должно быть четное. Все комнаты, кроме комнаты прощания, закрывают, одежду и обувь убирают, зеркала занавешивают.

Необходимо оставить немного времени, непосредственно, перед выносом тела для того, чтобы с усопшим простились самые близкие люди. После этого ритуальные венки устанавливают вдоль стен коридоров, выносят портрет, затем крышку гроба и гроб.

Родные идут за гробом. Гроб устанавливают на катафальный транспорт, как правило, головой к водителю. Перевоз тела происходит в таком порядке: вначале следует транспорт с участниками, которые понесут портрет покойного, затем машина, где находятся ритуальные венки, затем катафалк с гробом и родственниками умершего, транспорт с участниками церемонии, оркестр (если есть), транспорт с оградой и памятником (если есть), далее личный транспорт участников ритуала. Если все в порядке, и гроб помещен на катафалк, начинается дивжение к месту захоронения. На кладбище порядок людей должен сохраниться таким же, как при выносе гроба из дому. После этого гроб выносят и несут к могиле.

Вначале несут гроб, затем портрет и ритуальные венки. Церемония прощания у могилы заключается в том, что любой желающий смог произнести слова в память о покойном.

В могилу усопшего обычно опускают головой на восток, с той же мыслью, с какой принято молиться на восток, — в ожидании наступления Утра вечности, или Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада (заката) жизни к Востоку вечности. При опускании гроба в могилу поется Трисвятое — пение ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» означает, что усопший переходит в ангельский мир. В напоминание о том, что вход в Царство Небесное был открыт крестными страданиями Спасителя, над могильным холмиком ставится восьмиконечный крест — символ нашего спасения. Усопший христианин веровал в Распятого на Кресте, носил крест во время своей земной жизни и теперь покоится под сенью креста. Затем гроб опускают в могилу и посыпают горстями земли. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего распятием к лицу покойного — чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над дьяволом. Так же ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами. Крест над могилой христианина — это молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего воскресения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Все права защищены законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". Копирование материалов разрешено только с указанием источника и размещением активной ссылки на сайт http://passino.ru/ | Информация - Privacy Policy © 2010