ПОСТЫ И ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

В чем смысл постов? Они прививают навык воздержания, обуздывают плоть, способствуют духовному совершенствованию. Они несут в себе принцип самоконтроля — важнейшего условия внутренней работы. Следование установленному посту, а не тому, который каждый изобретает для себя, есть акт добровольного принятия руководства Церкви.

Пост прежде всего относится к пище, и это вполне естественно; ведь именно через пищу осуществляется наша связь с природной жизнью и ее законами. В какой-то мере ограничивая и контролируя эту связь, мы открываем больший простор для духа.

Впрочем, нельзя сводить пост только к отказу от скоромной пищи. «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, — говорит Св. Иоанн Златоуст, — тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами… Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?»

Некоторые люди отрицают посты из медицинских соображений. Но как раз именно медицина считает полезным для здоровых (а порой и больных) людей временное воздержание от мясной пищи. Следует отметить, что больных (в том числе и беременных женщин), которым пост противопоказан, Церковь освобождает от него. Необязателен он и для «в пути сущих».

Пост может быть вредным для души в том случае, если человек делает из него «культ» и проникается сознанием своего превосходства. «Пост, — говорит преп. Марк Подвижник, — как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста должны беречься вреда его, то есть тщеславия» (Добротолюбие. Т.П., с.582).

К телесной аскезе, помимо поста, относится общая дисциплина быта, забота об уравновешенном образе жизни (работа-разрядка), о правильном сне (избегать ночных разговоров, не злоупотреблять возбуждающими и тонизирующими средствами).

Пост состоит не только в телесном воздержании, но является временем усиления борьбы со страстями. «Пост — это прежде всего движение, активность духа, борьба с косностью, ленью, изнеженностью, расслаблением воли и тела. Это борьба за жизнь, за свободу духа от привычного рабства» (митр. Антоний. Первая беседа об молитве).

Многодневные посты:

Великий пост.

Петров пост от недели Всех святых до 12 июля (29 июня).

Успенский пост от 14 (1) августа до 28 (15) августа.

Рождественский (Филиппов) пост от 28 (15) ноября до 7 января (25 декабря).

Однодневные посты

Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок от 7 января (25 декабря) до 18 (5) января.

Крещенский сочельник 18 (5) января.

День Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября (29 августа)

День Воздвижения Креста Господня 27(14) сентября.

Сплошные седмицы

Мытаря и фарисея

Сырная (масленица)

Пасхальная.

Троицкая.

Святки от 7 января (25 декабря) до 18(5) января.

Дни, в которые воспрещается совершение таинства брака:

Накануне среды и пятницы в течение всего года.

Накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников.

В продолжение всех постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского.

От Рождества до Богоявления: от 7 января(25 декабря) до 20 (7) января.

В течение сырной седмицы (масленицы).

В течение Пасхальной седмицы.

В дни (и накануне) Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 11 сентября (29 августа) и Воздви­жения Креста Господня 27 (14) сентября.

Дни особого поминовения усопших

Суббота мясопустная.

Суббота 2-й седмицы Великого поста.

Суббота 3-й седмицы Великого поста.

Суббота 4-й седмицы Великого поста

Радоница — вторник Светлой седмицы

Суббота Троицкая — накануне Пятидесятницы

Суббота Димитриевская с 31(18) октября и может быть до 3 ноября (21 октября).

Вся жизнь наша заключается в устремлении к Вечности, задача веры Церкви и ее богослужения — приготовить человека к вечности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Все права защищены законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". Копирование материалов разрешено только с указанием источника и размещением активной ссылки на сайт http://passino.ru/ | Информация - Privacy Policy © 2010