ВЕЛИКИЙ ПОСТ (Четыредесятница)

храм

Особенности великопостного богослужения

Из книги Начала Православия 1991 год, протоиерей Вячеслав Марченков по заказу Успенской церкви в Вешняках (г. Москва)

Утреня Великого поста (кроме субботы и воскресенья) совершается вместе с часами: первым, третьим, шестым и девятым, к которым добавляют кафизмы. Вслед за часами идет последование «изобразительных» молитв, во время которых поются «обетования блаженства». Молитвенные возгласы каждого часа не читаются, а поются. В понедельник, вторник и четверг литургии не бывает. В среду и пятницу служится Литургия преждеосвященных Даров (см. ниже), в субботу — Литургия Св. Иоанна Златоуста, в воскресенье — Литургия Св. Василия Великого.

Каждая из основных частей великопостного чина включает молитву Св. Ефрема Сирина. Она как бы суммирует весь внутренний путь христианина; ей посвящено известное стихотворение Пушкина:

» Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем вознестись во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

«Владыка дней моих!

Дух праздности унылой

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не даждь душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи».

Канон Св. Андрея Критского

В течение первых четырех дней поста вечером в храме читается «Великий покаянный канон» Св. Андрея Критского.

Святитель Андрей (650-720гг.), уроженец Дамаска, с ранней юности поступил в монастырь Св. Саввы в Иерусалиме. Он был современником тяжких кризисов, которые потрясли Византию. Мечта о великой православной империи рушилась. Общество оказалось бесконечно далеким от евангельского идеала. В грозных событиях эпохи (нашествие персов, захвативших Св. Крест в Иерусалиме, вспышка новых ересей, иконоборческий переворот, утрата Италии, Сирии, Египта, начало экспансии ислама) с полным основанием видели признаки небесного гнева.

Лучших людей Византии охватило покаянное чувство. Среди них был и Св. Андрей, ставший около 690 года епископом Крита. Он выразил это чувство в своем знаменитом каноне. Обычно каноны включали не более тридцати тропарей. В произведении святителя их 250. В оригинале это ритмические стихи. Длинной чередой перед слушателями проходят образы из Ветхого и Нового Завета, и каждый эпизод становится призывом к покаянию.

Вот начало канона в русском переводе:

Помощник и Покровитель

был мне (Господь) во спасение;
это

Бог мой, и прославлю Его, ибо Он

явил Свою Славу.

С чего начну оплакивать деяния жизни моей злосчастной?

Какое положу, Христе, начало этому сетованию?

Но, Милосердный, даруй мне оставление прегрешений.

Приди, злосчастная душа, с плотию своей,

исповедуйся Создателя всего,

воздержись наконец от прежнего скотоподобия и принеси

Богу, раскаявшись, слезы. Уподобившись

первозданному Адаму в преступлении, сознаю

себя лишенным Бога, вечного Царства и блага за

грехи мои.

Великий канон обычно читается священником на середине храма; хор поет ирмосы и припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Все права защищены законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". Копирование материалов разрешено только с указанием источника и размещением активной ссылки на сайт http://passino.ru/ | Информация - Privacy Policy © 2010