Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая).

Это древнейший праздник христианской Церкви, который был установлен и праздновался уже в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания – о страданиях и о Воскресении Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования   Пасха страданий, или Пасха Крестная и Пасха Воскресения.

Слово «Пасха» пришло из греческого языка и означает «прехождение», «избавление», то есть праздник Воскресения Христова обозначает прохождение от смерти к жизни и от земли к небу.

Крестный ход совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается три раза вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и при пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Раскрываются двери – и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона.

pasxa

Светлое Христово Воскресение. ПАСХА
Литургия св. Иоанна Златоуста.
Служба предваряется чтением Деяний святых апостолов, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. При пении катавасии 9-й песни канона Плащаница вносится в алтарь. Отпуст полунощницы: «Христос, Истинный Бог наш…». В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе…» совершается крестный ход вокруг храма. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом «Слава Святей…» и пением «Христос воскресе…» со стихами по пасхальному чину. (Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на вечерне, утрене и литургии).
При пении после «Слава, и ныне» второй половины тропаря Пасхи («И сущим во гробех живот даровав») церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. Великая ектения и пасхальный канон. Каждение на каждой песни канона. По каждой песни — катавасия и малая ектения. После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи «Да воскреснет Бог…» предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху: «Аще кто благочестив…», после чего поется тропарь св. Иоанна Златоуста: «Уст твоих якоже светлость огня…».
На литургии антифоны Пасхи; входный стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Вместо Трисвятого — «Елицы во Христа крестистеся…». Вместо «Достойно» — «Ангел вопияше… Светися…». Причастен «Тело Христово приимите…». Вместо «Благословен Грядый во Имя Господне…», «Видехом Свет Истинный…», «Да исполнятся уста наша…», «Буди Имя Господне» и 33-го псалма поется «Христос воскресе…». (Так во всю Светлую седмицу.) По заамвонной молитве освящается артос. Отпуст пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых…» (на вечерне, утрене и литургии). Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.
Вечером совершается великая вечерня. Вход с Евангелием, великий прокимен и чтение Евангелия иереем, по традиции, в Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню в полном облачении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Все права защищены законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". Копирование материалов разрешено только с указанием источника и размещением активной ссылки на сайт http://passino.ru/ | Информация - Privacy Policy © 2010