Пещеры Киево-Печерская Лавра

Лаврские пещеры были вырыты в приднепровских склонах монахами-основателями Печерского монастыря, в первой половине Х века. Общая длина Ближних и Дальних пещер составляет свыше 500 метров. Вначале пещеры использовались монахами как жилье. Непосредственно под землей были устроены кельи и подземные церкви для молитв. С увеличением монашеской общины и постройкой наземных храмов пещеры стали местом погребения монахов. Именно с этого момента начинается превращение Лавры в своеобразный гигантский склеп.

Печерский монастырь был основан на Дальних пещерах. Дальние пещеры более глубокие и длинные, чем Ближние. По преданию, они существуют со времен князя Олега (начало X века), когда по Днепру пролегала торговая дорога «из варяг в греки».

Когда увеличилось количество монастырской братии, преподобный Антоний назначил первого игумена Варлаама и уединился на соседнем склоне, где, как гласит предание, выкопал себе новую пещеру длиной 228 метров.

В пещерных коридорах расположены маленькие окошки — это окна келий затворников. Некоторые монахи уединялись в кельях навсегда, а вход к ним замуровывался — «затворялся». Пищу затворникам подавали через окошко. После смерти их тела оставались в затворах нетронутыми. В XIX веке для не замурованных мощей были изготовлены новые кипарисовые раки (гробницы), над каждой из которых на медных дощечках написаны имена святых. В пещерах в общей сложности было найдено 120 погребений, 49 из них и вовсе до монгольского периода.

На протяжении многих веков существования всего комплекса Киево-Печерской Лавры, в подземельях скопилось огромное количество всевозможных останков монахов и просто «святых» людей. Вот как описывает подвалы Лавры в середине XVII в. француз Гийом Левассер де Боплан:

«В половине лье ниже Киева виднеется поселение, называемое Печеры, в котором находится большой монастырь, обычная резиденция митрополита или патриарха. Под соседней с этим монастырем горой имеется большое количество пещер, наподобие шахт, наполненных множеством тел, сохраняющихся здесь более 1500 лет и похожих на египетские мумии.

Рассказывают, что первые христиане-отшельники устроили себе эти подземные пристанища, чтобы тайно совершать здесь богослужения, и спокойно жили в пещерах во время гонений со стороны язычников. Там показывают одного святого Иоанна, который полностью виден до пояса, от которого он погружен в землю. Здешние монахи рассказывали мне, что упомянутый Иоанн, чувствуя приближение смертного часа, сам приготовил для себя могилу, но не в длину, как обычно, а в глубину. Когда пришел его час, к чему он уже давно был готов, он, попрощавшись с братией, сам спустился в землю, но, по воле Божьей, смог войти в нее только до половины, хотя яма была достаточно глубока.

Там можно также увидеть некую Елену, которую они очень почитают.

Железную цепь, которой, говорят, дьявол бичевал святого Антония и которая имеет силу изгонять злых духов из тел людей ею привязанных.

Имеется также три человеческих головы на блюдах, из которых постоянно сочится масло, очень помогающее при излечении некоторых болезней. В этих местах покоятся останки некоторых видных людей, между прочим — двенадцати каменщиков, которые построили собор, их сохраняют как драгоценные реликвии.

Иногда в описании размеров пещер иностранцами встречаются и явные преувеличения. Так, итальянец Александр Гваньини в 1581 г. писал, что в Киеве, кроме следов минувшего величия, есть подземные пещеры, выкопанные на огромные расстояния, «как свидетельствуют некоторые, на 80 миль». А польский летописец и географ Станислав Сарницкий утверждал, что пещеры тянутся «аж до Новгорода Великого».

Наиболее интересные сведения о лаврских пещерах оставил украинский писатель первой половины XVII века Афанасий Кальнофойский в книге «Тератургима». Он обстоятельно описал пещеры и прибавил к своему описанию схематические планы. Хотя эти планы не имеют масштаба и не указывают направления и точной длины пещер, они представляют собой несомненную историческую ценность, так как являются первыми известными науке картографическими изображениями лаврских пещер.

В годы советской власти Киево-Печерская Лавра переживала, если можно так сказать, «исследовательский бум». Археологические раскопки проводились в 1934, 1937, 1968-1969, 1979, 1988 годах. Следует отметить, что раскопки имели не столько научную, сколько пропагандистскую антирелигиозную направленность. В них участвовали антропологические комиссии, «которые раскрывали гробницы с мощами в 1922 и 1939 годах» и устанавливали, «что в гробницах были перемешаны кости людей, похороненных в пещерах в разные периоды существования монастыря, а не «нетленные мощи святых», как утверждали монахи». Ученые банально сталкивались с непониманием церковных терминов. Известно, что у православных нетленным считается всё, что так или иначе осталось от тела праведника: рука, нога, палец, голова, ухо, нос, волосы, борода и даже пепел.

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что большевики разочаровывались, находив в пещерах лишь кости. Нетленных мощей (не подверженных разложению) там было весьма мало. Те, которые действительно не истлели полностью либо частично, сохранились лишь благодаря особым природным условиям, способствующим естественному усыханию трупа. Говоря проще — мягкий и сухой воздух сушил мертвые тела, постепенно превращая их в мумии. Недаром ведь еще упомянутый нами выше Гийом Левассер де Боплан утверждал, что мощи «сохраняются столь продолжительное время нетленными благодаря природе этих пещер или шахт, которые вырыты в особого рода каменистом песке: зимой в них сухо и тепло, а летом — прохладно и сухо без малейших признаков сырости».

Немало легенд бродит в окрестностях Киево-Печерской Лавры и не только. Утверждают, что, когда археологи решили выкопать останки преподобного Антония, им помешали огненные искры, которые начали вдруг появляться во время раскопок. Надо сказать, что и по сей день православные не имеют у себя под рукой мощей основателей Лавры, Антония и Феодосия, из чего спешат сделать логический вывод: по тем или иным причинам (возможно, еще не время) господь не являет нетленные останки двух великих своих угодников. Тех, кто так думает, уже не исправишь…

В более спокойные 80-е гг., в подземельях Лавры была сделана археологическая находка — открыта келья преподобного Феодосия Печерского. Это событие, видимо, немного смягчило досаду от того, что бог по каким-то причинам не хочет «отдавать» на поклонение православным верующим мощи преподобного Антония, посылая каждый раз то столб искр, то пламя огня. Темная история…

Впрочем, не менее темной является эпопея с так называемыми «мироточивыми главами», хранящимися все в тех же застенках Киево-Печерской Лавры. Эти черепа покоятся в стеклянных и серебряных сосудах и установлены в одной из подземных церквей. Изучали это явление, как мы можем судить, разные «ученые» и «специалисты». Среди них совсем недавно отметился некий писатель и исследователь аномальных явлений Анатолий Барнацкий. Анализируя экспертизу образцов масла, которое вытекало из «мироточивых голов» в феврале 2007 г., он сказал: «Отсутствие неорганических фосфатов и ионов аммония указывает, что эти образцы не являются продуктами распада мертвой ткани. Белки, обнаруженные в жидкости, имеют органическое происхождение. И синтезировать подобные соединения даже при использовании современных технологий практически невозможно».

По скромным подсчетам в Ближних пещерах находится около 73-х мощей и 30-ти мироточивых глав; в Дальних — 45 мощей и около 30 мироточивых глав.

  1. Антоний, основатель большой пещеры Антониевой, первовиновник греко-русского монашества;
  2. Феодосий, основатель меньшей пещеры Феодосиевой;
  3. Стефан игумен;
  4. Никон игумен;
  5. Варлаам игумен;
  6. Ефрем евнух;
  7. Исаия чудотворец епископ;
  8. Дамиан пресвитер;
  9. Иеремия монах многолетний;
  10. Матвей прозорливый;
  11. Исаакий, искушенный сатаною;
  12. Никита затворник, впоследствии епископ новгородский;
  13. Лаврентий затворник;
  14. Алипий иконописец;
  15. Агапит целебник;
  16. Григорий чудотворец;
  17. Моисей угрин — строгий блюститель целомудрия;
  18. Иоанн многострадальный;
  19. Марко гробокопатель
  20. Феофил;
  21. Прохор чудотворец;
  22. Феодор искушенный;
  23. Василий, друг Феодора;
  24. Пимен игумен;
  25. Спиридон просфорник;
  26. Никодим пекарь;
  27. Евстратий постник и мученик;
  28. Никон пленный монах;
  29. Кукша мученик;
  30. Пимен постник;
  31. Афанасий затворник;
  32. Никола святоша, князь черниговский;
  33. Еразм монах нерадивый, но впоследствии раскаявшийся;
  34. Арефа монах скупой, но после раскаявшийся;
  35. Евагрий диакон и
  36. Тит пресвитер, враждовавшие между собою братья;
  37. Нифонт епископ новгородский;
  38. Онисифор монах;
  39. Поликарп архимандрит киевский;
  40. Николай;
  41. Дионисий пресвитер;
  42. Нестор летописец pyсский;
  43. Симон, епископ владимирский и суздальский;

Мироточивые главы.

Автор: Алексей Козлов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Все права защищены законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". Копирование материалов разрешено только с указанием источника и размещением активной ссылки на сайт http://passino.ru/ | Информация - Privacy Policy © 2010